Информационно-коммерческая безопасность:
защита коммерческой тайны


ПРЕДИСЛОВИЕ.

В условиях становления рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести кункурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие "безопасность" принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация. но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.

Плюрализм форм собственности привел к плюрализму моделей секретности. Наряду с государственными секретами в нашей стране получила право на жизнь промышленная секретность, в российском законодательстве появилось понятие коммерческой тайны предприятия. (В законодательстве дореволюционной России использовалось понятие "промысловая тайна" [1]).

Понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов (Закон РФ "О безопасности"). Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы восприятия безопасности как исключительно относящейся к сфере компетенции государства и специальных органов. Отсюда традиционно "слабое" понимание специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение ими вопросов информационной безопасности к не основной деятельности. В итоге нередко вопросы защиты коммерческой тайны упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции. Такие упущения приводят к утечке коммерчески значимой информации, затрудняют определение собственника на результаты работы.

Переход экономики на рыночные отношения, в том числе и в вопросах интеллектуальной собственности, требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии информационной безопасности, в том числе специальной программы по защите интеллектуальной собственности, определения подразделений и лиц, ответственных за проведение на предприятии данной работы.

Такая программа должна преследовать две основные цели: обеспечение защиты уже наработанных объектов интеллектуальной собственности, имеющих коммерческую ценность, и предотвращение утраты таких объектов в будущем. При этом следует отметить, что в отличие от организации секретного делопроизводства, данная работа должна проводиться значительно более гибко при соответствующей патентно-информационной и юридической проработке.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА.

Коммерческая тайна - форма обеспечения безопасности наиболее важной коммерческой информации, предлагающая ограничение ее распространения. С правовой точки зрения, коммерческая тайна предприятия представляет собой средство защиты против недобросовестной конкуренции в рамках реализации права на интеллектуальную собственность - это общепризнанное в мире положение (Конвенция, утверждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности - 1967 г.).

Законом "О собственности в РСФСР" (разд. 1, ст. 1, п.3) установлено, что собственность может быть частной, государственной, муниципальной, коллективной. В п. 4 ст. 1 определено, что помимо материальных (имущественных) объектом права собственности является и интеллектуальный продукт - интеллектуальная собственность.

Под интеллектуальным продуктом следует понимать результат творческого труда, выраженный в информационном виде и имеющий потребительскую ценность. С одной стороны, это товар, обращение с которым подчиняется законам товарно-денежных отношений, с другой - информация о способах действий и действиях, обеспечивающих коммерческий успех. Поэтому интеллектуальные продукты подразделяются на две группы: первая - результаты творческой деятельности в сфере науки и производства (открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, секреты производства, "ноу-хау"); вторая - результаты творческой деятельности в области коммерции и предпринимательства (торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и др.) [5].

В зависимости от характера информации, ее доступности для заинтересованных потребителей, а также экономической целесообразности конкретных защитных мер могут быть применены следующие формы защиты информации: правовая, основанная на международных и отечественных нормах авторского и патентного права, или так называемая организационно-юридическая защита, предусматривающая получение права на защиту информации собственными силами владельца и определенные правовые гарантии со стороны государства по судебному поддержанию этих прав.

Инструментом для реализации организационно-юридической защиты и является институт коммерческой тайны, введенный Законом "О предприятиях в СССР" (ст. 33) и Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 28). Порядок защиты информации, составляющей коммерческую тайну, предусматривает самое широкое применение системы договорных отношений, которая регулируется нормами обязательного права.

Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение, передача, утечка которых может нанести ущерб его интересам (ст. 33 Закона "О предприятиях в СССР").

Согласно ст. 151 "Основ гражданского законодательства...", "обладатель технической или коммерческой информации имеет право на ее защиту от незаконного использования третьими лицами при условии, что эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры по охране ее конфиденциальности".

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОТНЕСТИ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ.

Статья 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" гласит: "Перечень сведений составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия".

Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет собой одно из центральных звеньев в системе мер, осуществляемых предприятием по защите своей интеллектуальной собственности. Неправильное или несвоевременное выделение предмета защиты существенно снижает эффективность этой системы, либо вообще сводите ее на нет. К таким сведениям в принципе может быть отнесена любая деловая информация, кроме ограничений, перечисленных в постановлении Правительства РФ от 5 декабря 1991 года.

Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, могут быть следующие:

Заметим, что информация, подтверждающая административные ошибки, сведения об отдельных сотрудниках, компрометирующих компанию, не могут быть только на этом основании отнесены к коммерческой тайне.

С методической точки зрения представляет интерес определение коммерческой тайны, данное в Акте о коммерческой тайне Ассоциации юристов США в 1979 году. Этот акт определяет коммерческую тайну довольно широко:

"Информация, включающая формулу, состав, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс, которая:

  1. имеет самостоятельную экономическую стоимость (используемую или потенциальную) благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной людям, которые могут ее использовать в коммерческих целях, и
  2. является объектом разумных при данных условиях усилий по ее защите". [2].


Следует иметь в виду, что секретность даром не дается и требует определенных затрат, в число которых входят, с одной стороны, затраты на обеспечение режимных мероприятий, а с другой - потери от ограничений в пользовании секретной информацией.
Экономический же эффект от засекречивания информации может выразиться как в получении реальной прибыли, так и в предотвращении возможного ущерба предприятию. Сопоставление оценок отрицательных последствий засекречивания рассматриваемых сведений с возможным ущербом при их открытом использовании, анализ возможностей предприятия по обеспечению необходимых защитных мер позволит определить экономическую или иную целесообразность отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне.

Любые меры по защите информации должны быть экономически обоснованы. Конфиденциальность секретность не должна стоить дороже той информации, которая защищается.

Со временем информация стареет, ценность ее уменьшается, а суммарные затраты на защиту растут. Чем выше требованию к уровню защиты, тем дороже обходится их обеспечение. Вследствие несовершенства защиты возможны потери при ее нарушении. Суммирование затрат и потерь в сопоставлении с ценностью информации для ее владельца даст возможность оценить как оптимальный уровень требований по защите информации Ропт., так и время Т, в течение которого засекречивание информации может быть признано целесообразным [6]. Все это и проиллюстрировано на рисунке.

В основе анализа зарубежных и отечественных материалов, содержащих возможные определения различных видов коммерческой тайны, и анализа имеющих место устремлений недобросовестных конкурентов рядом авторов предлагаются примерные обзорные списки (перечни) сведений, попадающие под категорию коммерческой тайны предприятия. Пример такого перечня приведен в приложении 4.

УГРОЗЫ УТЕЧКИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Интеллектуальная собственность представляет собой весьма специфический вид собственности. Основным "производителем" и "держателем" этой информации является человек. Это первичный канал как возникновения, так и утраты любого объекта интеллектуальной собственности. Исходя из этого основное внимание должно быть уделено сотрудникам предприятия (фирмы), начиная от момента их поступления на работу.

Миграция специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией, - самый основной и трудно контролируемый канал утечки информации. Так, получившая у нас в последнее время широкое распространение практика разного рода совместительства сотрудников, прежде всего научно-исследовательских организаций и т.п., где они используют свои профессиональные знания, опыт и навыки, приобретенные по основному месту работы, т.е. фактически интеллектуальный продукт организации, только должным образом не оформленный в ее собственность, является одним из наиболее вероятных каналов утечки служебной информации. По опыту зарубежных стран и после увольнения сотрудника (по крайней мере в течение года) внимание к его дальнейшей деятельности не должно ослабевать [2].

Вторым по значимости каналом утечки конфиденциальной информации являются всевозможные публикации в печати, депонированные рукописи, монографии, отчеты по НИОКР. Не следует упускать из виду также устные доклады и выступления сотрудников. Трудно ожидать, что сотрудники, чьи профессиональные позиции и личные амбиции нередко находятся в противоречии с интересами предприятия по сохранению информации, объективно оценивают, что может быть открыто для всеобщего ознакомления. Как отмечают эксперты, "советская привычка сотрудников делиться друг с другом (так называемый традиционный обмен опытом) является одним из существенно значимых факторов, способствующих утечке коммерчески значимой для фирм информации" ("Бизнес и безопасность". - КМЦ "Центурион", 1992).

Особым каналом утраты интеллектуальной собственности, или, по крайней мере, ее коммерческой ценности являются совместные работы с другими фирмами, контакты с клиентами и инвесторами, где особое место занимают переговоры. (Так, например, в целях сбора интересующей их информации инофирмы нередко идут на создание совместных предприятий).

Не следует упускать из виду также технические средства недобросовестной конкуренции (промышленного шпионажа), которые все чаще проникают и на наш внутренний рынок. Тем более, что многие производственные процессы сопровождаются явлениями, имеющими физическую, химическую, биологическую и иную природу, в результате которых переноситься та или другая информация.

Анализ и обращение возможных каналов утраты интеллектуальной собственности (а следовательно, и мероприятий по их перекрытию) должны вестись по следующим основным направлениям:

  1. Человек.
  2. Документ.
  3. Изделие - процесс.

Учитывая большое количество и разнообразие конкретных каналов утечки информации, наиболее целесообразным является построение работы именно исходя из перечисленных направлений. Разработку мероприятий по сохранению коммерческой тайны предприятия следует осуществлять, соблюдая принцип комплексного перекрытия возможных каналов утечки информации и обеспечения равнозначной надежности защиты всех ее носителей.

Угрозы сохранности коммерческой тайны могут быть внешними и внутренними. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние - инициируются персоналом предприятия.

Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем:

Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т.п.

Внутренние угрозы представляют наибольшую опасность для вновь сформированных и не устоявшихся коллективов, где не успели сложиться традиции поддержания высокой репутации предприятия, однако внимание своевременному вскрытию этих угроз должно уделяться повсеместно. Не исключена вероятность того, что отдельные сотрудники с высоким уровнем самооценки из-за неудовлетворенности своих амбиций (уровнем зарплаты, отношениями с руководством, коллегами и пр.) могут предпринимать шаги по инициативной выдаче коммерческой информации конкурентам, попытаться уничтожить важную информацию или пассивные носители (например, внести компьютерный вирус).

По оценкам психологов, до 25 % всех служащих фирм, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей фирмы, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи.

Отсутствие профилактической воспитательной работы с сотрудниками и обучения создают угрозу непроизвольного разглашения важных сведений.

РЕЖИМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Обеспечение сохранения конфиденциальной коммерческой информации требует соблюдения следующих условий:

Организационно-юридическая защита коммерческой тайны реализуется путем установления на предприятии режима конфиденциальности. Конфиденциальные отношения являются фундаментальной категорией, характеризующей механизм защиты коммерческих секретов.
Можно выделить три формы конфиденциальных отношений:

  1. между сотрудниками и самим предприятием как юридическим лицом. Такие отношения возникают с момента трудоустройства конкретного лица и продолжаются в течение всего периода его работы на данном предприятии;
  2. складывающихся между конкретным сотрудником и другими сотрудниками этого предприятия. Эти отношения развиваются как по вертикали, т.е. по иерархической подчиненности, так и по горизонтали, т.е. между работниками одного уровня;
  3. складывающихся в рамках хоздоговорных работ и базирующихся на договоре между заказчиком и исполнителем.

Основанием для возникновения конфиденциальных отношений между сотрудником предприятия и самим предприятием, представленным в лице его руководства, является трудовой договор или контракт. Такие отношения называются отношениями по контракту. Юридически эти отношения закрепляются в виде обязательства (подписки) хранить в тайне те коммерческие секреты о деятельности предприятия, которые станут известны данному лицу. подобного рода подписка должна сопровождаться разъяснениями (при приеме на работу) относительно круга сведений, представляющих коммерческую тайну предприятия и установленного порядка их защиты. Эти пояснения могут дополняться рекомендациями о правилах поведения в период деловых или иных контактов с учетом интересов экономической безопасности предприятия.

В систематизированном виде названные выше рекомендации излагаются в "Инструкции для персонала предприятий". В случае нарушения взятых на себя обязательств сотрудник предприятия может быть подвергнут административному взысканию, вплоть до увольнения. Положение о том, что разглашение работником коммерческой тайны предприятия или нарушение установленного порядка ее защиты является основанием для увольнения работника как утратившего доверие предпринимателя целесообразно подчеркнуть в трудовом контракте.

Основу конфиденциальных отношений между сотрудниками предприятия образуют те служебные функции, которые выполняют сотрудники в ходе производственно-хозяйтвенной деятельности. Естественно, что подобные отношения возникают в тех случаях, когда выполнение указанных функций образует единый процесс трудовой деятельности. Исходя из этого, указанные отношения называются конфиденциальными отношениями по служебным функциям. ЮРИДИЧЕСКИ эти отношения закрепляются разнообразными администартивно-правовыми решениями, например, приказами о выполнении определенных работ, и регламентируются "Должностными инструкциями", в которых должны быть введены соответствующие разделы, предусматривающие порядок сохранения коммерческой тайны этими лицами.

Важно отметить, что производственно-хозяйтвенная деятельность должностных лиц порождает потребность в соответствующей деловой по своей сути и конфиденциальной по форме документации. Именно здесь зарождается так называемая конфиденциальная переписка и движение документов, требующее соблюдение режима конфиденциальности. В целях соблюдения сохранности экономических секретов предприятия вводится единый порядок работы с конфиденциальными документами, содержащими охраняемые сведения, обязательный для выполнения всеми сотрудниками предприятия, получившими допуск к этим сведениям.

Конфиденциальные отношения, складывающиеся в рамках разнообразных хозяйственных договоров, подразумевающих в качестве одного из условий их осуществления соблюдение режима секретности, можно назвать конфиденциальными отношениями по условиям договора. Основание для возникновения конфиденциальности подобного рода являются договорные отношения, а носителями такой конфиденциальности выступают все участники работ и услуг, предусмотренных договором. Юридически подобная форма конфиденциальности закрепляется в виде четко сформулированных требований и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся стороны и закрепляют в договоре. Отношения по поводу секретности на всех уровнях рационально строить по схеме: "продавец" (исполнитель услуг, требующих соблюдения секретности, конфиденциальности) - "покупатель" такого рода услуг (заказчик - работодатель, выдвигающий требования соблюдения секретности, конфиденциальности).В случае нарушения одной из сторон взятых на себя обязательств вступают в силу экономические санкции, предусмотренные нормами хозяйственного, гражданского и других отраслей права.

Важно особо подчеркнуть, что существенным элементом экономической безопасности является юридически грамотное оформление отношений как между предприятиями, так и между предприятием (предпринимателем) и его работниками, отражающее взаимные права, обязанности и ответственность.

Характерной чертой конфиденциальных отношений является их документальное оформление. Отсюда возникает еще одна проблема - это вопрос о присвоении тому или иному документу соответствующего грифа конфиденциальности и разработке системы режимных мер, обеспечивающих защиту конфиденциальной информации. Анализ имеющихся отечественных и зарубежных публикаций позволяет ряду авторов рекомендовать применительно к российским промышленным и предпринимательским структурам следующий подход. Ввести два грифа обозначения информации, относящейся к коммерческой тайне:

  1. "строго конфиденциально" - в случае, когда утрата (разглашение) информации создает предпосылки для возможных катастрофических последствий, чаще всего банкротства;
  2. "конфиденциально" - в случаях, когда утрата (разглашение) информации наносит экономический или моральный ущерб предприятию, но не может привести к его гибели. Представляется целесообразным также ввести индекс "коммерческая информация" ("только для служащих фирмы") для обозначения им документов которые, согласно российскому законодательству не могут быть отнесены к категории коммерческой тайны, но защита которых также необходима. К числу таких документов относятся, например, кассовые, бухгалтерские, лицензионные и другие документы [5].


Одним из важнейших принципов защиты информации является разграничение доступа. К документам и сведениям, составляющим коммерческую тайну предприятия, должны получать доступ только те сотрудники предприятия, которым это необходимо в связи с их служебными обязанностями. Следует помнить, что степень сохранности информации находится в прямой зависимости от количества лиц, допущенных к обращению с нею.

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ВНУТРИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Создавая различные технические и организационные системы защиты информации, необходимо помнить, что без создания правовых основ вашей деятельности в области защиты конфиденциальной информации они окажутся неэффективными. Так как закона о защите коммерческой тайны в настоящее время не существует, поэтому приходиться основываться на различных статьях многих законодательных актов. Так, например, часть 4 ст. 2 Закона "О собственности РСФСР" определяет объекты интеллектуальной собственности;
в части 9 той же статьи говорится о возмещении ущерба, причиненного вследствие недобросовестной конкуренции. В ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определены формы недобросовестной конкуренции. Части 2 и 4 ст. 28 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определяют права предприятия не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Уже одно это перечисление говорит о необходимости иметь в качестве помощника опытного юриста (особенно, если учесть еще вопросы, связанные с авторским и патентным правом!).

  1. Так как всякая деятельность любого предприятия должна быть юридически оформлена, одной из первоочередных задач по защите коммерческой тайны предприятия является разработка соответствующих нормативных документов, регламентирующих деятельность всех звеньев предприятия в этом направлении. И прежде всего необходимо зарегистрировать право на коммерческую тайну в Уставе предприятия, так как в соответствии со ст. 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятие может осуществлять лишь те виды деятельности, которые предусмотрены в его Уставе. Примерное содержание такого дополнения в Устав может быть следующим:

    "Предприятие определяет состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну и имеет право требовать от сотрудников соблюдения установленных правил ее сохранности. Предприятие и его сотрудники обязаны обеспечить сохранность коммерческой тайны, а также информации, охраняемой патентным, лицензионным и авторскими правами".
    Такое положение, закрепленное в Уставе, будет основой для всех последующих шагов по организации защиты информации фирмы.
  2. Необходимо разработать "Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и основные требования к сотрудникам по ее защите", а также "Перечень сведений, которые не должны разглашаться посторонним лицам в целях личной безопасности сотрудников фирмы".

    Оба эти документа необходимо официальным приказом или распоряжением под расписку довести до сотрудников фирмы. Первый документ - прямая основа для возникновение юридической ответственности в соответствии с гражданским законодательством. Второй нужен в связи с тем, что некоторую информацию трудно отнести к коммерческой тайне, но сохранять ее весьма важно (например, место нахождения руководителя фирмы в конкретное время, планируемые совещания, переговоры, сведения о личной жизни сотрудников и т.п.). Перечисление такой информации, которая имеет специфику в каждом конкретном случае, будет имеет прежде всего характер дисциплинирующего воздействия на сотрудников.
  3. Следующим необходимым документом является "Договор-обязательство о сохранении коммерческой тайны и другой служебной информации", который необходимо подготовить и предложить подписать каждому сотруднику. Это может быть как отдельный документ, так и специальный раздел в контракте о найме на работу. Естественно, что, как и любая другая работа, обязанности по защите коммерческой тайны (соблюдению конфиденциальности) должны соответствующим образом оплачиваться - это положение также желательно отразить в контракте. Зарубежная практика предусматривает после подписания вручение второго экземпляра договору сотруднику фирмы [2].

    Вместе с тем следует учитывать, что использование договоров о неразглашении коммерческой тайны - вовсе не самостоятельная мера по ее защите. Предложив сотруднику подписать договор-обязательство, руководство фирмы предупреждает сотрудника, что в дело вступает целая система мероприятий по защите информации: правовых, организационных, технических. Договор закладывает правовую основу тому, чтобы пресечь возможные противоправные действия.
  4. Весьма принципиальным представляется также отражение вопросов защиты коммерческой тайны в контракте, заключаемом с руководителем фирмы при его найме, назначении или избрании на должность. Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 28) руководителю предприятия предоставлены исключительные права в определении состава и содержания сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и порядка их защиты. Вместе с тем на него должны быть возложены и определенные обязанности по надлежащему обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия и ответственность за состояние дел на этом участке.

Поэтому в контракте руководителя предприятия целесообразно отразить следующее:

Наличие вышеперечисленных документов даст возможность говорить о наличии на предприятии юридически закрепленного порядка защиты коммерческой информации, это также даст возможность принимать на себя юридически обеспеченные обязательства по сохранению коммерческой тайны заказчика, относя ее к закрытой информации. При этом необходимо в договорах с заказчиком четко и однозначно указывать сведения, относящиеся к защищаемой информации.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ.

Право собственности на информацию.

Уровень нашего правосознания таков, что мы не задумываемся над тем, принадлежит ли нам то, что хранится в наших головах и записных книжках. Как разрешить спор между нанимателем и работником по поводу права собственности на изобретение или новшество, созданное последним?

В условиях монополии государственной собственности такой вопрос не возникал. В условиях рыночной экономики ответ на этот вопрос будет различаться в зависимости от того, что входит в обязанности работника и чем он пользовался при внедрении своего предложения.

Американские юристы, например. решают этот вопрос так:

  1. Если работник был нанят специально с целью разработки или внедрения рационализаторских предложений и если это его предложение непосредственно относится к определенной для него сфере деятельности, то сама идея, конечно, принадлежит нанимателю, так как является лишь составной частью рабочих обязанностей служащего.
  2. Если же работник не был нанят специально для разработки и внедрения рационализаторских предложений или если его предложение непосредственно не относится к определенной для него сфере деятельности, но при разработке использовались ресурсы нанимателя, то наниматель имеет частичное право на идею. (Его можно сравнить с бесплатной неисключительной лицензией на использование, но на продажу идеи. Все остальные права имеет работник).
  3. Если работник не использует при разработке идеи ресурсы нанимателя и если разработка не относится к его непосредственным служебным обязанностям, то право собственности целиком принадлежит работнику. (В то же время это подразумевает, что работник при разработке своей идеи не использовал коммерческую тайну и другую собственную информацию нанимателя. Ресурсы здесь представляют собой технические возможности, обыкновенные материальные активы нанимателя, например, сырье, а также рабочее время!).

"Нередко наниматели требуют от работников передачи им прав собственности на все изобретения, сделанные им в период работы, а в ряде случаев и в некоторый последующий период. Такие контракты четко определяют статус работника и подтверждают, что внедрение новых разработок является частью последнего"[2].

С чего начинается защита коммерческой информации.

  1. Составить структуру вероятных угроз безопасности фирмы и ее сотрудников. Оценить важность и ценность информации. Понять, какую информацию, для чего и от кого нужно защищать.
  2. Пригласить на работу опытного профессионала и поручить ему начать вместе с вами анализ обстановки в сфере защиты информации, планирование необходимых защитных мер, подготовку соответствующих документов.
  3. Внести дополнения в уставные документы, подготовить перечни сведений, составляющих коммерческую тайну. Ввести договорные отношения с сотрудниками фирмы.
  4. Обозначить защищаемую информацию соответствующими указателями на ее носителях, организовать их учет. Разграничить доступ к информации сотрудников.
  5. Организовать минимум физической защиты помещений и хранилищ информации. Регламентировать использование средств связи и передачи информации.
  6. Подобрать специалистов и начать работу по защите информации на средствах вычислительной техники.
  7. Заручиться поддержкой опытного юриста.

"Если вы только начинаете собственное дело и если у вас в штате всего несколько сотрудников, если вы материально не можете провести все предполагаемые мероприятия, то вы должны предпринять хотя бы следующий минимум защитных мер:

Принципиально важным в организации работы по защите информации должно быть воспитание сотрудников с целью осознания ими того факта, что от успешного сохранения сведений, составляющих коммерческую тайну, зависит благосостояние как предприятия, так и их личное, а лица, увольняющиеся с предприятия или работающие на стороне, должны быть предупреждены о возможных неприятных для них последствиях за неправомерное использование секретов фирмы [9].

ЛИТЕРАТУРА.

Библиография по проблеме экономической безопасности предприятий и защиты коммерческой тайны за последние годы насчитывает несколько десятков публикаций, в том числе монографий. Однако в большинстве это малотиражные коммерческие издания, мало доступные широкому кругу читателей. Некоторые из публикаций имеют ограничительные грифы. По этой причине авторы-составители ограничиваются лишь небольшим списком литературы, представляющей, по их мнению, несомненный интерес для понимания проблемы.

  1. Розенберг В. Промысловая тайна. СПб.: Типография редакции Министерства финансов, 1910.
  2. Практика защиты коммерческой тайны в США / СП "Крокус-Интернациональ". - М., 1990.
  3. Рубанов В.А. России новую информационную политику. - С.-Петерб. ведомости, 15 июля 1992 г.
  4. Экономическая безопасность предприятия: защита коммерческой тайны / Под ред. В.М. Чаплыгина. - М.: Аналитик-Пресс, 1991.
  5. Сверчков Л.М., Чурляев Ю.А., Защита коммерческой тайны в производственно-предпринимательской деятельности предприятия. - м.: ЦИПК АП, 1991.
  6. Вус М.А., Герасименко В.А., Морозов В.П. Некоторые вопросы информационной безопасности. - Сб. докладов 1-й С.-Петербургской международной конференции "Региональная информатика" (РИ-92).
  7. Ракитянский Н.М. Психологические аспекты информационной безопасности. - ПТиПУ, 1992, No.2, с. 106-110.
  8. Экономика и этика предпринимательства / Под ред. А.И. Муравьева. - СПб.: Издательство СПб. УЭФ, 1992.
  9. Стрельченко Ю.А. Организация защиты коммерческой тайны предприятия. - Контроллинг, 1992, No.2, с. 140-148.
  10. Кедровская Л., Ярочкин В. Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики. - Информационные ресурсы России, 1992, No. 5-6, с. 11-15.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Перечень нормативных материалов, регламентирующих различные вопросы защиты коммерческой тайны.

  1. Закон РСФСР "О собственности в РСФСР".
  2. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
  3. Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".
  4. Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
  5. Закон РФ "О подоходном налоге с предприятий".
  6. Закон РФ "О налоге на прибыль с предприятий и организаций".
  7. Закон РСФСР "О налоге на добавочную стоимость".
  8. Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц".
  9. Закон РСФСР "О налогообложении доходов от страховой деятельности".
  10. Закон РСФСР "О Конституционном суде РСФСР".
  11. Закон РСФСР "Об арбитражном суде".
  12. Закон РСФСР "О милиции".
  13. Закон РСФСР "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
  14. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
  15. Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
  16. Закон РФ "о средствах массовой информации".
  17. Закон РФ "О защите прав потребителей".
  18. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле".
  19. Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".
  20. Патентный закон Российской Федерации.
  21. Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".
  22. Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
  23. Закон РФ "О правовой охране технологии интегральных микросхем".
  24. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.
  25. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
  26. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. No. 35 "О перечне сведений, которые могут составлять коммерческую тайну".
  27. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено Министерством Финансов РФ 20 марта 1992 г., No.10).
  28. Инструкция "О порядке изъятия должностными лицами Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан" (утверждена Министерством Финансов РСФСР 26 июля 1991 г., No 16/176).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Выдержки из законодательных актов Российской Федерации.

Закон РСФСР "О собственности в РСФСР".

Статья 2. Право собственности.
II.4 Объектами права собственности могут быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

Объектом интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

II. 9 Осуществление права собственности не должно нарушать прав и охраняемых Законом интересов других лиц.

Ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или иным доминирующим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые Законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном размере.

"Основы Гражданского Законодательства Союза СССР и Республик".

Статья 151. Охрана секретов производства.
Обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

  1. эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  2. к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
  3. обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.

Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Статья 16. Права предпринимателя.
Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:

Статья 21. Сферы деятельности предприятия.
П.2. Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом, если они не запрещены законодательством РСФСР и входящих в ее состав республик.
П.4. Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности и порядок получения лицензии определяются Советом Министров РСФСР и Советами Министров входящих в ее состав республик или уполномоченными ими органами.

Статья 28. Контроль за деятельностью предприятия.
П.2. Предприятие имеет право не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяется Советом Министров РСФСР.
П.4. Налоговые, природоохранные, антимонопольные и другие государственные органы, на которые законодательством РСФСР возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере необходимости и в пределах своей компетенции. Предприятие имеет право не выполнять требования этих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить с материалами, не относящимися к предмету контроля. Результаты проверок сообщаются предприятию.

Статья 31. Руководитель предприятия.
П. 2. При найме (назначении, избрании) руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником имущества и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Постановление правительства РСФСР от 05.12.91, No.35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

В целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов, а также предупреждения злоупотреблений в процессе приватизации, Правительство РСФСР постановляет:

  1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
  2. Запретить государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:
  3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий, обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РСФСР, а также трудового коллектива предприятия.
  4. Действие настоящего постановления не распространяется на сведения, относимыми в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также на сведения, о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составят государственную тайну.

Б. Ельцин.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. [4].

1. Производство.
1.1 Сведения о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции.

2. Управление.
2.1 Сведения о применяемых оригинальных методах управления предприятием.
2.2 Сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по коммерческим, организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.

3. Планы.
3.1 Сведения о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции и их технико-экономических обоснованиях.
3.2 Те же сведения о планах инвестиций, закупок, продаж.

4. Совещания.
4.1 Сведения о фактах проведения, целях, предмете и результатах совещаний и заседаний органов управления предприятия.

5. Финансы.
5.1 Сведения о балансах предприятия.
5.2 Сведения, содержащиеся в бухгалтерских книгах предприятия.
5.3 Сведения о кругообороте средств предприятия.
5.4 Сведения о финансовых операциях предприятия.
5.5 Сведения о состоянии банковских счетов предприятия и производимых операциях.
5.6 Сведения об уровне доходов предприятия.
5.7 Сведения о долговых обязательствах предприятия.
5.8 Сведения о состоянии кредита предприятия (пассивы и активы).

6. Рынок.
6.1 Сведения о применяемых предприятием оригинальных методах изучения рынка.
6.2 Сведения о результатах изучения рынка, содержащие оценку состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
6.3 Сведения о рыночной стратегии предприятия.
6.4 Сведения о применяемых предприятием оригинальных методах осуществления продаж.
6.5 Сведения об эффективности коммерческой деятельности предприятия.

7. Партнеры.
7.1 Систематизированные сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках, клиентах и других партнерах деловых отношений предприятия, а также о его конкурентах, которые не содержатся в открытых источниках (справочниках, каталогах и др.)

8. Переговоры.
8.1 Сведения о подготовке и результатах проведения переговоров с деловыми партнерами предприятия.

9. Контракты.
9.1 Сведения, условия конфиденциальности которых установлены в договорах, контрактах, соглашениях и других обязательствах предприятия.

10. Цены.
10.1 Сведения о методах расчета, структуре, уровне цен на продукцию и размерах скидок.

11. Торги, аукционы.
11.1 Сведения о подготовке к торгам или аукциону и их результатах.

12. Наука и техника.
12.1 Сведения о целях, задачах, программах перспективных научных исследований.
12.2 Ключевые идеи НИР.
12.3 Точные значения конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и т.д.).
12.4 Аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи.
12.5 Данные об условиях экспериментов и оборудования, на котором они проводились.
12.6 Сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали.
12.7 Сведения об особенностях конструкторско-технологического, художественно-технического решения изделия, дающие положительный экономический эффект.
12.8 Сведения о методах защиты от подделки товарных знаков.
12.9 Сведения о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

13. Технология.
13.1 Сведения об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения.

14. Безопасность.
14.1 Сведения о порядке и состоянии организации защиты коммерческой тайны.
14.2 Сведения о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.
14.3 Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий-партнеров и переданные на доверительной основе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Краткое соглашение о конфиденциальности.


__________________________(здесь и далее "Доверяющий" или Ваше имя) и ______________________ (здесь и далее "Доверенный") желают рассмотреть возможность _______________ (например, инвестирование Доверенного у работодателя; отношения покупатель/продавец; совместное предприятие), относящуюся к ________________(например, технология или производство продукции).

Поэтому необходимо, чтобы Доверенный имел доступ к определенной информации о ________________. (Вы можете получить соответствующее общее описание материала, представляющего коммерческую тайну).

Эта информация составляет коммерческую тайну Доверяющего и раскрывается только в указанных целях. Доверенный обязуется сохранять в секрете эту информацию и не использовать ее в других целях. Доверенный обязуется ознакомить под роспись с этим соглашением всех своих служащих, которые получат доступ к этой информации. По окончании переговоров Доверенный сразу же вернет все материалы, содержащие эту информацию, Доверяющему.

Это соглашение не относится к информации, ставшей общеизвестной ко времени открытия, и информации, законным владельцем которой является Доверенный, информации, полученной им у третьих лиц.

Дата: __________________
ПОДПИСИ ________________ __________________
(Доверяющий) (Доверенный)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Обязательство.


Я, __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в качестве работника (служащего) ____________________________ (наименование предприятия) в период трудовых (служебных) отношений с предприятием (его правопреемником) и в течение ________________ после их окончания обязуюсь:

  1. не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, которые мне будут доверены или станут известны по работе (службе);
  2. не передавать третьим лицам и не раскрывать публично сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, без согласия предприятия;
  3. выполнять относящиеся ко мне требования приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия;
  4. в случае попытки посторонних лиц получать от меня сведения о коммерческой тайне предприятия немедленно сообщить __________________________________________________;
    (должностное лицо или подразделение предприятия)
  5. сохранять коммерческую тайну тех предприятий, с которыми имеются деловые отношения предприятия;
  6. не использовать знания коммерческой тайны предприятия для занятия любой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб предприятию;
  7. в случае моего увольнения все носители коммерческой тайны предприятия (рукописи, черновики, чертежи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки с принтеров, кинофотонегативы и позитивы, модели, материалы, изделия и пр.), которые находились в моем распоряжении в связи с выполнением мною служебных обязанностей во время работы на предприятии передать ____________________________________________________________.
    (должностное лицо или подразделение предприятия)


Я предупрежден, что в случае невыполнения любого из пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 настоящего Обязательства, могу быть уволен с предприятия. До моего сведения также доведены с разъяснениями соответствующие положения по обеспечению сохранности коммерческой тайны предприятия и я получил один экземпляр этих положений.

Мне известно, что нарушение этих положений может повлечь уголовную, административную, гражданско-правовую или иную ответственность в соответствии с законодательством в виде лишения свободы, денежного штрафа, обязанности по возмещению ущерба предприятию (убытков, упущенной выгоды и морального ущерба) и других наказаний.

_______________________
(подпись)
"___"____________199_г.

Администрация предприятия подтверждает, что данные Вами обязательства не ограничивают Ваших прав на интеллектуальную собственность. Об окончании срока действия обязательства администрация предприятия уведомит Вас заблаговременно в письменной форме.
______________ ______________________ ____________________
(должность) (подпись) (Ф. И. О.)

Один экземпляр обязательства получил
"___"____________199__г. ________________
(подпись)


Приложение 7.

В соответствии с программой подготовки законодательного и нормативного обспечения работ в области информатизации, утвержденной государственным советником Российской Федерации по правовой политике в апреле 1992 года, в настоящее время производится разработка плановых основ информационной сферы нашего общества. Подготовлен и представлен для обсуждения общественности проект базового Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации"; в декабре 1992 года Верховным Советом Российской Федерации принят в первом чтении "Закон о государственной тайне".

Ниже приводится одна из рабочих версий законопроекта о коммерческой тайне, подготовленного Институтом информатизации общества и развития науки (ИНФОРАН) по созданию Комитета по информатизации Российской Федерации и Гостехкомиссии при Президенте РФ. Текст законопроекта любезно предоставлен директором института ИНФОРАН Г.В. Беловым в целях информирования деловых кругов и научной общественности о ведущихся разработках. Цель данного Закона - создать со стороны государства необходимые для цивилизованного предпринимательства гарантии личных неимущественных прав хозяйствующих субъектов путем дополнения законодательства об авторском праве и промышленной собственности нормами, предоставляющими им право скрывать ценную информацию в качестве коммерческой тайны для защиты ее владельца от промышленного шпионажа или недобросовестной конкуренции. Замечания и предложения по данному законопроекту будут с благодарностью приняты разработчиками.

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ИНФОРАН)

Версия 28.11.92

ПРОЕКТ ЗАКОНА
Российской Федерации
"О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ".

Настоящий Закон устанавливает правовые основы создания и использования института коммерческой тайны в интересах обспечения безопасности деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации.

Раздел 1. Общие положения.

Статья 1. Цель Закона.

Целью Закона является регулирование правоотношений в области отнесения информации к коммерческой тайне и обеспечения ее охраны.

Статья 2. Сфера действия Закона.

Настоящий Закон является обязательным для всех юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации, которые в своей деятельности имеют отношение к коммерческой тайне, если законодательными органами республик Российской Федерации на их территории не вводятся иные нормативные акты, регулирующие отношения в этой сфере.

Международные обязательства Российской Федерации по вопросам регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, обладают приоритетом над настоящим Законом.

Статья 3. Законодательство о коммерческой тайне.

Законодательство о коммерческой тайне основывается на Конституции Российской Федерации, включает в себя настоящий Закон, а также положения законов РФ "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне", "О собственности", "о предприятиях и предпринимательской деятельности" и других, дополняя авторское и патентное право в области охраны интеллектуальной собственности.

Статья 4. Определение понятий.

В настоящем Законе используются следующие понятия:

Статья 5. Объекты охраны законодательством о коммерческой тайне.

Объектами охраны законодательством о коммерческой тайне могут быть неоформленные либо неполные патенты, формулы, технические проекты, результаты научных исследований, программные продукты, калькуляции издержек производства, структуры цен, условия контрактов, сведения о поставщиках, клиентах и деловых переговорах, маркетинговые исследования, планы развития, предприятий, их инвестиций и т.д., которые не являются объектом охраны другого законодательства и представляют ценность для хозяйствующего субъекта.

Статья 6. Основные субъекты правоотношений в сфере действия Закона.

Основными субъектами права в сфере действия настоящего Закона выступают:

Раздел 2. Полномочия органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти и управления, регулирующих отношения в области охраны коммерческой тайны; органы правосудия.

  1. Верховный Совет Российской Федерации:
  2. Законодательные органы республик Российской Федерации:
    распространяют действие законодательства РФ, либо издают собственные законы по охране коммерческой тайны, действующие на их территории.
  3. Президент РФ:
    определяет перечень органов государственного управления, наделяемых правом получения у предприятий конфиденциальной информации.
  4. Правительство РФ:
  5. Комитет по информационной безопасности:
  6. Органы правосудия:

Раздел 3. Права и обязанности владельцев коммерческой тайны

Статья 8. Владельцы коммерческой тайны и их права.

  1. Владельцем коммерческой тайны может быть предприятие, во владении которого находится информация, наделенная признаками коммерческой тайны.

    Вариант пункта статьи:

    Владельцем коммерческой тайны может быть любой субъект предпринимательской деятельности (предприятие и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью), владеющий информацией, наделенной признаками коммерческой тайны.


  2. Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия. Вмешательство органов государственного управления в определение и охрану коммерческой тайны не допускается, кроме как по установленным законодательством РФ основаниям и в пределах полномочий государственных органов.

    *) Вариант дополнения:

    Предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, а также порядок ее охраны, определяет самостоятельно.


  3. Владелец коммерческой тайны вправе передать свои права на ведение, пользование и/или распоряжение коммерческой тайной другим физическим или юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью.
  4. Владелец коммерческой тайны имеет право на судебную защиту от незаконного использования информации, отнесенной к коммерческой тайне, другим лицам.

Статья 9. Ограничения на отнесение информации к коммерческой тайне.

К коммерческой тайне запрещается относить:

Статья 10. Обязанности предприятий по охране коммерческой тайны.

  1. Предприятие, во владении которого находится коммерческая тайна, обязано обеспечить его охрану. Ответственность за организацию охраны коммерческой тайны возлагается на руководителя предприятия. Им же определяется и устанавливается порядок охраны коммерческой тайны, который оговаривается в коллективном или трудовом договоре (контракте) с работниками предприятия.
  2. Организация охраны коммерческой тайны предполагает введение на предприятии режима конфиденциальности, который включает в себя:

Статья 11. Условия охраны прав владельцев коммерческой тайны.

Владелец коммерческой тайны имеет право на судебную защиту от незаконного использования этой информации другими лицами при условии, что:

Раздел 4. Передача коммерческой тайны.

Статья 12. Органы государственного управления, наделенные правом на получение конфиденциальной информации.

  1. В интересах обеспечения безопасности личности, государства и общества Правительство РФ определяет перечень органов государственного управления, которые вправе получать конфиденциальную информацию у предприятий без оформления договорных обязательств. Перечень таких органов с указанием их компетенции публикуется в печати.
  2. Коммерческую тайну, представляющую собой описание технологии производства материального и/или информационного продукта, или являющуюся основой для разработки такой технологии, органы государственного управления могут получить только по решению суда. Данное ограничение не распространяется на должностных лиц, наделенных в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне", правом на первоначальное засекречивание информации.
  3. Передача предприятиями коммерческой тайны органам государственного управления в связи с отнесением ее к государственной тайне, осуществляется в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне".
  4. Органы государственного управления, получившие конфиденциальную информацию от ее владельцев, обязаны принять необходимые меры по ее охране. Они несут материальную ответственность за нарушение прав владельцев коммерческой тайны.

Статья 13. Передача коммерческой тайны предприятиям.

Передача коммерческой тайны субъектам предпринимательской деятельности от ее владельцев производится на основании договора, предусматривающего порядок ее охраны.

Статья 14. Передача коммерческой тайны работникам предприятий.

Передача коммерческой тайны работникам предприятий осуществляется только с их добровольного согласия и оформляется соответствующими правовыми актами. Ограничение гражданских прав лиц при этом не должно превышать объема принятых ими на себя обязательств.

Статья 15. Передача конфиденциальной информации профессиональным консультантам.

  1. Конфиденциальная информация передается профессиональным консультантам без оформления договорных обязательств и в объеме, необходимом для исполнения ими возложенных на них функций.
  2. Профессиональные консультанты, привлекаемые для проведения работ на предприятии, не имеют права разглашать кому-либо конфиденциальную информацию до тех пор, пока она не будет публично оглашена, либо на это не будет получено письменное разрешение ее владельца.

Статья 16. Лицензирование деятельности по охране коммерческой тайны других владельцев информации.

Предприятия, деятельность которых связана с охраной коммерческой тайны других владельцев информации, должны получить государственную лицензию на право такой деятельности. Порядок получения такой лицензии определяется Комитетом РФ по информационной безопасности.

Статья 17. Взаимоотношения средств массовой информации с владельцами коммерческой тайны.

Предприятие в ответ на просьбу средств массовой информации о предоставлении сведений, относящихся к коммерческой тайне, вправе не подтвердить или отрицать сам факт существования у него таких сведений.

Раздел 5. Ответственность за нарушение законодательства о коммерческой тайне.

Статья 18. Основания для начала судебного разбирательства по делам о нарушении прав владельцев коммерческой тайны.

  1. Основанием для начала судебного разбирательства по делам о нарушении прав на коммерческую тайну является заявление владельца коммерческой тайны, которому нанесен материальный и/или моральный ущерб, поданное в судебные органы не позднее ___________ леи с момента обнаружения нарушения.
  2. Предприятия не могут требовать от государственных органов гарантий на защиту их прав как владельцев коммерческой тайны, если они не получили эти права у установленном настоящим Законом порядке.

Статья 19. Иски предприятий, понесших ущерб от промышленного шпионажа.

Предприятие, в отношении которого совершен промышленный шпионаж, вправе предъявлять иск о возмещении понесенных в результате этого убытков и потребовать прекращения использования информации, отнесенной к коммерческой тайне, незаконно овладевшим ею лицом или предприятий независимо от возбуждения уголовного дела.
Размер подлежащего возмещению ущерба в денежном выражении определяется судом.

Статья 20. Освобождение от ответственности.

  1. От ответственности за использование коммерческой тайны без согласования с ее владельцем освобождаются бывшие работники предприятий, внесшие существенный вклад в разработку продукта, права на который, как на объект коммерческой тайны, принадлежат этому предприятию, по истечении двух лет с момента окончания срока действия трудового договора, если в нем не предусмотрен другой срок.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПРОЕКТУ ЗАКОНА РФ "О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ".

Переход к многообразию форм собственности и становление рыночных отношений в условиях возрастания роли информационных ресурсов, имеющих важное стратегическое и социальное значение, обостряют проблемы регулирования правоотношений в информационной сфере. Решение этих проблем в первую очередь связано с организацией на должном уровне защиты интеллектуальной собственности. В настоящее время предприятия и предприниматели лишены реальной дееспособности в деле обеспечения сохранности наиболее важной для них деловой и торговой информации, так как все существующие законодательные акты лишь декларируют право на коммерческую тайну, не определяя механизмов и процедур его практической реализации.

Законодательное закрепление в Российской Федерации института коммерческой тайны является реальным шагом в направлении укрепления правового статуса и правовой основы предпринимательской деятельности. Закон о коммерческой тайне призван способствовать утверждению признанного в цивилизованном мире права на интеллектуальную собственность, традициям мирового рынка по вопросам обмена знаниями и наукоемкими товарами, формам защиты беспатентных технологий от безвозмездного их приобретения использования, а также реализации принципа учета стоимости информации и информационных услуг. Обеспечивая экономический суверенитет субъектов экономической деятельности, право предпринимателя на частную инициативу и риск, Закон одновременно будет гарантировать право государственных предприятий на самостоятельность пользования и распоряжения имеющимися у них информационными ресурсами.

Цель Закона - создать со стороны государства необходимые для цивилизованного предпринимательства гарантии защиты личных неимущественных прав хозяйствующих субъектов путем дополнения законодательства об авторском праве и промышленной собственности нормами, предоставляющими им право засекречивать ценную информацию в качестве коммерческой тайны для защиты ее владельца от промышленного шпионажа и недобросовестной конкуренции. Являясь атрибутом свободной экономической деятельности и инструментом извлечения прибыли, проект Закона о коммерческой тайне соответствует проводимому руководством РФ курсу на ограничение государственной монополии на все виды собственности и разгосударствление жизни общества. В данном случае затрагивается весьма сложный и наименее разработанный в российском законодательстве специфический институт частного права, без которого невозможна организация взаимодействия между системами государственной и коммерческой секретности, административное регулирование технологическими аспектами информационной безопасности.

В законопроекте использованы конструктивные, современно звучащие идеи дореволюционного российского законодательства о промысловой тайне, осуществлено юридическое согласование предлагаемых правовых норм с мировой практикой и, в частности, с законом-моделью по охране промышленной и торговой тайн стран-членов ЕЭС.

Способствуя созданию негосударственной инфраструктуры в сфере информационной безопасности в интересах нарождающегося предпринимательства, Закон облегчит передачу высоких технологий как формы экономического международного сотрудничества и будет содействовать созданию нового мирового порядка.

Становление и развитие такого института частного права, каким является Закон о коммерческой тайне, явится одним из этапов правовой реформы в Российской Федерации, направленной на создание в стране системы управления информационными ресурсами и их вовлечения в коммерческий оборот, осуществление конверсии, демилитаризации экономики и обеспечение регулируемости процессов передачи технологий из оборонного сектора в гражданский, налаживания торговли высокими технологиями на мировом рынке.
Тем самым будут учтены и дополнены конструктивным образом международно-правовые ограничения на построение и функционирования национальной системы защиты секретов, что в свою очередь облегчит вхождение РФ в общее мировое экономическое пространство, гармонизирует и унифицирует в едином правовом пространстве важнейший институт частного права - Закон "О коммерческой тайне".
Отметим, что данный законопроект содержит правозащитный механизм исполнения Закона. В нем отражены конкретные предложения относительно порядка организации охраны коммерческой тайны, условий реализации правовых гарантий, оснований ответственности
и санкций за нарушении прав владельцев коммерческой тайны, являются нормами прямого действия с достаточно полным раскрытием объективной стороны правонарушения.


www.reklama.ru. The Banner Network.

Hosted by uCoz