Экономическая безопасность предприятия. Объективные причины появления коммерческой тайны.


Для более четкого понимания положения коммерческой тайны (КТ) в структуре экономической безопасности рассмотрим само это понятие.

По мнению авторов, экономическая безопасность предприятия (фирмы) - это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних и внешних угроз (источников опасности), формируемое администрацией и коллективом предприятия путем реализации системы мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-пси-хологического характера.

В этом определении следует особо отметить три момента:


Результатом обеспечения экономической безопасности предприятия является стабильность (надежность) его функционирования, эффективность финансово-экономической деятельности (прибыльность), личная безопасность персонала.

К ресурсам обеспечения надежного существования и прогрессивного развития предприятия относятся: персонал предприятия, материальные и интеллектуальные (информационные) ресурсы.

С учетом этого деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятия включает в себя четыре основных направления:



По оценкам экспертов, затраты на создание системы безопасности фирмы и ее оптимальное функционирование могут достигать 25 % затрат на весь процесс производства.

Эффективной может быть лишь комплексная система защиты, организованная в соответствии с действующим законодательством и сочетающая в себе следующие меры:



Для каждого предприятия используется соответствующий комплекс мер, адекватно отвечающей как его внутренней, так и внешней обстановке.
Переход к рыночным отношениям потребовал от специалистов по безопасности способности ориентироваться в таких новых областях деятельности, как организация защиты коммерческой тайны и персонала предприятия.

Обеспечение сохранности коммерческой тайны (сведений) - это не только правовая, организационная, но и психологическая задача.
Приступая к конкретной работе, важно понять ее ценность, необходимость.

В основе проявления тайны - профессиональной, государственной, коммерческой - лежит недоверие между субъектами деятельности. И чем больше трещина недоверия, тем больше тайн, используемых как средство обороны или нападения, получения выгод.

Рыночное производство включает в себя экономическую свободу и конкуренцию. Чтобы заработал механизм товарно-рыночного саморегулирования, необходимо огромное количество товаропроизводителей, которые будут иметь и реализовывать на практике свои экономические интересы.

В условиях насыщения рынка товарами и услугами покупатель получает возможность выбора более подходящего ему товара из массы аналогичных - возникает рынок покупателей. Конкуренция товаров резко обостряет и конкуренцию (соперничество) их изготовителей, поставщиков. Чтобы создать условия для активной экономической деятельности, производителям
товаров нужно не только ориентироваться на удовлетворение потребностей покупателей, но и выпускать изделия, имеющие определенные преимущества перед продукцией конкурентов. Любое преимущество, реализуемое с помощью ценовой и неценовой конкуренции, может быть отражено с помощью конкретных сведений. Фактор же преимущества в процессе экономической соперничества будет существовать только до тех пор, пока эти сведения не выйдут из обладания собственника.

Таким образом, в основе конкурентных отношений, борьбы за потребителя и получения благ в виде прибыли лежит различие экономических интересов субъектов рыночных отношений и определенное недоверие между ними.

По аналогии с природой рынок функционирует как система отбора, где предприятия, которые не в состоянии идти в ногу с конкурентами в развитии эффективности производства, обречены на экономическое вымирание. Выживут те производители и продавцы, которые лучше всего приспособлены к окружающим условиям. Именно таким образом рынок обеспечивает оптимальное использование ресурсов общества. Характерной чертой рыночной экономики является и то, что собственный интерес человека служит мотивационной основой его деятельности.

В период становления рынка во взаимоотношениях между партнерами будет преобладать недоверие. Проблема состоит в том, что многие субъекты подозревают своих партнеров по сделкам в таких же задних мыслях, какие имеют сами. Это неотъемлемое следствие системы эгоистической мотивации для получения прибыли.

В связи с этим заслуживает внимания проведенный за рубежом игровой анализ действий двух партнеров по сделке. В игре два участника могут осуществить выбор между двумя различными стратегиями - сотрудничества или мошенничества. При это м оба участника желают добиться максимального удовлетворения своих интересов, получить максимальную выгоду.

Условия игры ведут к тому, что, исходя из кратковременных экономических интересов, выгоднее оказывается вести себя нечестно по отношению к другому участнику. Анализ показывает, что это выгодно и в том случае, когда другой участник сотрудничает, и когда он мошенничает.

Следует особо отметить, что при длительных отношениях экономических партнеров оба участника получают наибольшую выгоду от согласованных действий, но такие отношения станут основной формой ведения дел только в ближайшем будущем.

Коммерческая тайна является порождением рыночных конкурентных отношений. Неправомерное завладение чужими информационными ресурсами с целью их использования - опасная форма недобросовестной конкуренции. Это нашло свое отражение в статье 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Защита коммерческой тайны - важное условие получения предприятием максимальной прибыли, предотвращения банкротства.

Переход к рыночным отношениям неизбежно ведет к усилению конкуренции между предприятиями (фирмами). Зарубежный опыт показывает - кто не заботится о защите своей интеллектуальной собственности, тот теряет до 30 % возможной выручки. По оценке иностранных экспертов, ежегодный урон американского бизнеса от кражи производственных и торговых секретов превышает 4 млрд. долларов.


www.reklama.ru. The Banner Network.

Hosted by uCoz